Рационально-эмотивно-поведенческая терапия
Общая информация
Основоположником рационально-эмотивно-поведенческой терапии (РЭПТ) является Альберт Эллис (1913–2007).
РЭПТ постулирует, что эмоциональное нарушение возникает, когда люди делают свое желание абсолютным требованием ко Вселенной. Эмоциональная адаптация включает признание разницы между желанием человека и тем фактом, что Вселенная не обязана его исполнять.
Теория РЭПТ базируется на четырёх постулатах.
Первый постулат выделяет три взаимосвязанные сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение. Поскольку изменения в одной из них отражаются на двух других, РЭПТ предлагает воздействовать на мышление с целью изменения эмоций и поведения.
Второй постулат РЭПТ утверждает, что в основе патологического нарушения эмоций лежат так называемые иррациональные суждения.
Согласно третьему постулату, сформировавшиеся иррациональные суждения – это самоподдерживающиеся автономные структуры, и механизмы, которые поддерживают их в настоящем, как правило, отличаются от механизмов, вызвавших их развитие, поэтому РЭПТ фокусируется больше на анализе настоящего, чем на изучении прошлого.
Четвертый постулат РЭПТ гласит, что иррациональные суждения могут быть идентифицированы и изменены (что, собственно, и является главной целью РЭПТ).
Для описания роли когниций в возникновении эмоциональных и поведенческих расстройств РЭПТ использует модель ABC.
Как правило, при первом обращении за помощью клиент считает, что “А” непосредственно вызывает “С”: («Он меня раздражает», «Это событие повергло меня в депрессию»). Собственные когниции “B”, которые вызвали последствия “C” в ситуации “A”, остаются в тени предсознания. Цель данного этапа –помочь клиенту понять, что его эмоциональные и/или поведенческие проблемы являются следствием не столько ситуации, сколько результатом собственных мыслей о ситуации. Для достижения этой цели психотерапевт должен опровергнуть убеждения клиента касательно того, что другие люди или внешние события являются источником его эмоций, и убедить клиента в возможности управлять своими эмоциями путём изменения мыслей.
В процессе сократического диалога терапевт подводит клиента к выводу о том, что эмоциональная реакция зависит больше от оценки ситуации
человеком, чем от самой ситуации. Для одной и той же ситуации “A” возможны как минимум два разных варианта “B→C”, а именно:
- иррациональные “B” → негативные (дезадаптивные, дисфункциональные) “C”;
- рациональные “B” → здоровые (адаптивные, функциональные) “C”.
Рациональное суждение:
- реалистично, истинно, оно верно отражает действительность;
- выражает больше пожелание, чем не терпящее возражений и альтернатив предписание определенного развития событий;
- как правило, сопровождается умеренными эмоциями;
- сохраняет для клиента свободу выбора в избрании других способов достижения цели или даже изменения цели.
В противоположность сказанному выше, иррациональное суждение:
- не является реалистичным, так как оно искажает реальность, его истинность невозможно доказать;
- выражает требование (к себе, другим, миру), приказ, императив, не допускающий исключений или альтернатив;
- приводит к сильным и длительным негативным переживаниям;
- фиксирует человека только на одной-единственной цели и этим ограничивает свободу выбора.
Впоследствии в процессе развития РЭПТ были выделены четыре категории базовых иррациональных убеждений: долженствования, катастрофические установки, низкая толерантность к фрустрации и дискомфорту, глобальная оценка.
Долженствования могут быть обращены к себе («я должен/должна»), к другим людям («они должны»), к ситуациям и миру в целом («мир должен»). Вербальными маркерами долженствований являются слова «должен», «надо», «нужно», «следует», «необходимо», «вынужден», «придётся» и т. д.
Катастрофические установки приводят к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий, т. е. к катастрофизации. Вербальными маркерами катастрофических установок являются оценки, выраженные в крайней степени: «ужасно», «кошмарно»,«невыносимо», «катастрофично», «смертельно», «невозможно», «жутко» и т. п. Низкая толерантность к фрустрации и/или дискомфорту, т.е. неспособность переносить жизненные трудности и дискомфорт, возникающие при столкновении с неудачами, препятствиями и проблемами. Вербальными маркерами низкой толерантности к фрустрации и дискомфорту являются такие выражения, как «это невыносимо», «я это не вынесу», «я это не переживу», «я не должен чувствовать себя плохо», «я всегда должен быть счастливым», «я всегда должен чувствовать себя хорошо» и т.д.
Глобальная оценка (обесценивание) характеризуется чрезмерными
обобщениями в отношении себя, других людей и мира в целом и проявляется в оценивании, осуждении, критике, порицании себя и других. Суждение об отдельном поступке нередко распространяется на человека в целом («он плохой, потому что поступил плохо»), что гарантирует ошибочность (иррациональность) данного суждения.
В ходе сессии РЭПТ клиент тренируется выявлять свои иррациональные суждения и постепенно заменяет на более рациональные, вследствие чего улучшается эмоциональное состояние, а поведение становится более эффективным для достижения целей.
Успех работы во многом зависит от регулярного выполнения домашних заданий.
Отзывы
Запись на приём
Не откладывайте проблему на потом, действуйте прямо сейчас.